Altay
Терранавтика

Expedition dates:
August 3-10, August 11-18, August 19-26, August 27 - September 3, September 4-11, September 12-19, September 20-27, September 28 - October 5, 2018

Teletskoye lake, stone mushrooms, Katu-Yaryk mountain pass, Pazyryk burials, Krasnyye vorota (Red gate), relay station in Aktash, geyser lake, abandoned Aktash hydro power plant, Yoshtykyol, river Chuya in Kurayskaya prairie, Martian landscapes, petroglyphs of Kalbak-Tash, the Chuya and Katun confluence, Chuyskiy tract, Sarlyk mountain.

Difficulty of the route:

Duration: 6 expedition days and 2 organizational days

Length of the route: 1100 km

Терранавтика

05.11.2018

03.08.2018

00:35 Departure from Moscow (DME)**
8:50 Arrival in Gorno-Altaisk (RGK)**
9:30-12:00 Reception at the airport/transfer — Artibash
13:30-14:00 Check-in at a hotel
17:00-19:00 Briefing
19:30-22:00 Dinner
23:00-07:00 Night at the hotel

04.08.2018

07:30-09:30 Breakfast at the hotel
9:30-9:30 Check-out
10:00 Getting to know the car

** Need to check the timetable for flights from other cities

Терранавтика Терранавтика

Teletskoye lake
The largest lake in the republic and second deepest after Baikal, Teletskoye is in the south-east of the Altai Republic. Its depth is 320 m, length – 82 km. Steep slopes around the lake mostly consist of sand, pebbles and boulders. A massive mountain Altyn-Tuu (Golden Mountain) stands out in the west. When the weather is calm and clear, the waters of Teletskoye mirror the hills, grassland meadows, thickets of local weeds some of which can grow 3-4 meters during a summer. They present an opportunity not only to wander about but also to take some fabulous photos.

Терранавтика Терранавтика

Stone mushrooms
Unusual rocks that look like mushrooms are scattered in Akkurum on the right bank of the river Chulyshman. Clusters of these mushrooms are called “kurums”. They consist of various rock materials: the “hats” are made of dense slabs and the stalks are of soft sediments. Water and wind, gradually eroding the rocks, have given them a mushroom shape. Their height can be from 1 to 7 meters and the stalks can’t e thicker than 1,5 meter in diameter.

Терранавтика Терранавтика

Katu-Yaryk mountain pass
Katu-Yaryk is a rather steep descent into the valley of the river Chulyshman, its height from the base is 800 m, length is 2,5 km. Drivers will have to go through 9 turns with an average incline of 18% (10°) on a gravel road – only an off road vehicle can handle that. On the top of the pass there is convenient viewing point that lets you observe the surroundings from the height of 1200 m. Here you can spend the night taking stunning photos of the sun setting and rising along the canyon.

Терранавтика

Pazyryk burials
Pazyryk burials are five large stone cairns in Pazyryk, next to tehe village Balyktuyul’. Their height can be 2-4 meters and diameter up to 50 meters. These burial mounds are considered to be among the most mysterious places in Altay. Specialists are still studying the findings discovered here in the Soviet times. Scientists determined that these are burial mounds of ancient Scythians dated VI – III centuries BC. Locals love to talk about anomalies around the burials, they say cars stall here, spirits appear and horses refuse to move.

Терранавтика

Krasnyye Vorota (Red Gate)
Krasnye Vorota are two high red cliffs with high content of cinnabar in the valley of the river Chibitka. They became a local landmark after a narrow twisted passage was laid between them. The scenic route attracted a lot of tourists. Now there’s a road between them. It’s worth stopping for a photo shoot here as the rocks change their colour from deep red to soft pink and orange.

Терранавтика

Relay station in Aktash
The working relay station providing the whole republic with signal stands 3000 m above the sea level. The station attracts travelers because you can get here both on foot and by car. The ascent is steep, the road is rough but the view is worth it. You can see Kuraiskaya prairie, Severo-Chuysky mountain range and Chikhachyov’s range from here.

Терранавтика

Geyser Lake
Geyser Lake is not far from Aktash village in the basin of the river Chuya. Its main feature is hot springs gushing in the centre and pushing out bluish silt that gives the lake an especially brilliant look. The lake never freezes and looks gorgeous all year long. It’s no more than 2 meters deep and about 30 meters in diameter. Surrounded by dark taiga forests, the thermal lake really stands out. Its waters are so clear you can spot a smallest fish from afar.

Терранавтика

Aktash hydro power plant
The unfinished HPP stands on the right bank of the river Chuya. Its construction started in 1961 but stopped in 10 years never to resume. The abandoned construction is so massive people look tiny next to it. Fragments of earth and drop-inlet dams, water intake, headpond and the building of the HPP itself survived but now they are no more than a background for photo shoots.

Терранавтика

Yoshtykyol
Yoshtykyol is a land in Kosh-Agachsky region in a mountain hollw between the Severo-Chuysky mountain range and the river Chuya. The plateau has two famous lakes Kara-Kol and Jangyskol. The best view is from a hill with a geodesic tower to the west from the lake. It’s a great spot to look at Ak-Turu and Kurkurek and the Kurayskiy mountain range, a river snaking in the west, small lakes and bush thickets. That’s where you stop to rest, walk, take photos and sleep.

Терранавтика

River Chuya in Kurayskaya prairie
Kurayskaya prairie is the bottom of a rather deep mountain hollow in the south-east of the Altay Republic in the middle reaches of the river Chuya between the Kurayskiy and Severo-Chuyskiy mountain ranges. The prairie is covered with sandstone and gravel with small islands of green. In the morning, a hill by the camp presents a beautiful view as the hollow is 1500-1600 m above the sea level and the prairie stretches for 20 kilometers.

Терранавтика Терранавтика

Martian landscapes
The Martian landscapes of Chagan Uzun got their name thanks to a peculiar colour of the soil. They used to mine cinnabar here, substance you get mercury from that paints the land in different shades of red – from bright orange to dark brown. Nothing grows here so naked low hills and cracked mountains create an impression of a Martian landscape.

Терранавтика Терранавтика Терранавтика

Petroglyphs of Kalbak-Tash
Archaeological site Kalbak-Tash was opened in 1912 on the right bank of the river Chuya, 10 km from where it enters Katun. 3000 images dated from Neolithic age to ancient Turkic era have been discovered on the flat rocks here. They show life of ancient people, reflecting their mythology and worldview. Scenes of hunts, runic inscriptions, chariots, warriors, pets and fantastical beasts. Some images resemble spaceships, figures in space suits and even aliens.

Терранавтика

The Chuya and Katun confluence
The right and biggest influx of the river Katun is the Chuya stretching for 320 km. the water temperature in it fluctuates from +7 to +13 °С. Many small rivers and creeks enter the Chuya and mountain slopes by its banks consist of dark green rock where you can notice feldspar, quartz and mica. The scenery along the river flow constantly changes – a mountain prairie, a thick forest, clay mountains, a cedar forest. Several kilometers from a village Inya you can witness an amazing sight – confluence of the Chuya and Katun. What makes it spectacular is that the waters of the rivers have different shades and for a while, the water flows in two different colours at the same time, unmixed.

Терранавтика Терранавтика Терранавтика

Chuyskiy tract
Chuyskiy tract is a part of a modern road from Biysk to the Mongolian border stretching for 630 km. It’s one of the few roads that have a museum dedicated to them. The road wags among rivers and cliffs occasionally showing steep ascents and descents, sudden turns which is both joy and a challenge for an experienced driver. And nature in the windows always changes demonstrating coniferous forests, mountain slopes, snowy summits and wide prairies. No wonder Chuysky tract is one of the top 10 most beautiful roads in the world.

Терранавтика Терранавтика

Sarlyk Mountain
Translated from a local dialect, Sarlyk means “a wild yak”. This mountain is part of the Syominskiy mountain range and is its highest point that gas snow on the slopes even in the middle of summer. At first glance, Sarlyk look s like small hill but you’ll find how wrong this first impression is when you reach its top. The hike is long and slow but incredible landscape make the trip one endless photo shoot and the view from the summit will astound you. It is here you will make an overnight stop.

Терранавтика

9.08.2018

17:00 Return of the car
17:00-17:30 Check-in at a hotel
19:30-22:00 Dinner
23:00-07:00 Night at the hotel

10.08.2018

7:00-8:00 Breakfast at the hotel
8:00 Check-out
8:10-8:30 Transfer to the airport
9:55 Departure from Gorno-Altaisk
10:35 Arrival in Moscow (DME)**

** Need to check the timetable for flights to other cities

Алтай
Терранавтика

Даты экспедиций:
с 3 по 10 августа, с 11 по 18 августа, с 19 по 26 августа, с 27 августа по 3 сентября, с 4 по 11 сентября, с 12 по 19 сентября, с 20 по 27 сентября, с 28 сентября по 5 октября 2018 года.

Озеро Телецкое, «Каменные грибы», перевал Кату-Ярык, Пазырыкские курганы, Красные ворота, ретранслятор в Акташе, гейзерное озеро, заброшенная Акташская ГЭС, Ештыкёль, река Чуя в Курайской степи и Северочуйский хребет, Марсианские пейзажи, петроглифы Калбак-Таш, слияние рек Чуя и Катунь, Чуйский тракт, гора Сарлык.

Сложность маршрута:

Продолжительность: 6 экспедиционных дней и 2 организационных дня

Длина маршрута: 1100 км

Терранавтика

05.11.2018

03.08.2018

00:35 Вылет из Москвы (DME)**
8:50 Прилет в Горно-Алтайск (RGK)**
9:30-12:00 Встреча в аэропорту/трансфер — Артыбаш
13:30-14:00 Check-in в отеле
17:00-19:00 Брифинг
19:30-22:00 Ужин
23:00-07:00 Ночь в отеле

04.08.2018

07:30-09:30 Завтрак в отеле
9:30-9:30 Check-out
10:00 Знакомство с автомобилем

** Для вылетов из других городов необходимо уточнять расписание.

Терранавтика Терранавтика

Озеро Телецкое
Телецкое — крупнейшее озеро республики и второе по глубине после Байкала, находится на северо-востоке Горного Алтая. Глубина озера больше 320 метров, длина — около 82 км. Обрывистые и крутые склоны вокруг озера состоят в основном из песка, гальки и больших валунов из твердых пород. На западе выделяется огромный массив Алтын-туу, в переводе — Золотая гора. В ясную безветренную погоду в воде Телецкого, как в зеркале отражаются склоны сопок, альпийские луга, заросли местных трав, многие из которых за лето вырастают до трех-четырех метров в высоту. Среди них не только можно гулять как в лесу, но и делать необычные, сказочные фотографии.

Терранавтика Терранавтика

Каменные грибы
Необычные скалы, похожие на грибы разбросаны в урочище Аккурум на правом берегу реки Чулышман. Скопления этих грибов называют «курумами». Они состоят из обломков неоднородных скальных пород: «шляпки» из плотных плит, «ножки» из рыхлых отложений. А форму грибов породе придали вода и ветер, постепенно разрушающие камень. Высота этих образований может достигать от одного до семи метров, толщина «ножки» при этом не больше полутора метров в поперечнике.

Терранавтика Терранавтика

Перевал Кату-Ярык
Кату-Ярык — это довольно крутой спуск в долину реки Чулышман, высота которого от подножия — 800 м, длина — 3,5 км. Автомобилистам предстоит преодолеть 9 поворотов, со средним уклоном 18% (10°), по грунтовому и каменному покрытию дороги — такое под силу только транспорту высокой проходимости. На вершине перевала удобная смотровая площадка, откуда можно взглянуть на окрестности с высоты 1200 м. Здесь же можно разместиться на ночлег, сделать потрясающие снимки заката и рассвета — солнце садится и встаёт вдоль каньона, на фоне 80 км живописной дороги до южного берега Телецкого озера.

Терранавтика

Пазырыкские курганы
Пазырыкскими курганами называют пять больших каменных насыпей, расположенных в урочище Пазырык, около села Балыктуюль. Высота их достигает 2-4 метров, а
диаметр не больше 50 метров. Курганы считаются одним из самых загадочных мест Алтая. Находки, обнаруженные здесь в советские времена, до сих пор изучаются специалистами. Ученые признали могильники захоронениями времен древних скифов, а историки датируют их VI–III вв. до нашей эры. Местные жители любят рассказывать об аномалиях курганов: говорят, тут часто глохнут машины, появляются призраки, а лошади отказываются сходить с места.

Терранавтика

Красные ворота
Красные Ворота — это две высокие красные скалы из пород с большим содержанием киновари, расположенные в долине реки Чибитка. Они стали местной достопримечательностью после того, как через них проложили узкий извилистый проход — прогуляться таким живописным маршрутом нашлось немало желающих. Сейчас через ворота проложена и автомобильная дорога. Здесь стоит остановиться для фотосессии, ведь скалы, особенно в солнечную погоду, меняют цвет с насыщенного красного на нежно-розовый с переходом в оранжевый

Терранавтика

Ретранслятор в Акташе
Рабочая радиорелейная вышка, обеспечивающая связью всю республику, стоит на высоте 3000 метров над уровнем моря. Вышка привлекает сюда путешественников благодаря тому, что на нее можно как подняться пешком, так и заехать на автомобиле. Подъем довольно крутой, дорога сложная и каменистая, но панорама того стоит! Отсюда открывается шикарный вид на Курайскую степь, Северо-Чуйский хребет и хребет Чихачева.

Терранавтика

Гейзерное озеро
Гейзерное озеро находится недалеко от села Акташ, в районе бассейна реки Чуя. Главная его особенность — термальные источники, бьющие по центру и выталкивающие на дно голубовато-синий ил, от чего озеро приобретает особенно красочный вид. Озеро никогда не замерзает и потрясающе выглядит в любое время года. Глубина его не больше двух метров, диаметр около 30 метров. На фоне темной хвойной тайги термальное озеро смотрится очень необычно. Вода в нем настолько прозрачная, что даже самую маленькую рыбку видно издалека.

Терранавтика

Заброшенная Акташская ГЭС
Недостроенная ГЭС стоит на правом берегу реки Чуя, за селом Акташ. Ее строительство началось в 1961 году, через 10 лет было приостановлено и больше уже не возобновилось. Заброшенные постройки настолько масштабны, что на их фоне человеческие фигуры кажутся совсем маленькими. Сохранились фрагменты земляной и водосливной плотин, водозаборное сооружение, напорный бассейн, само здание ГЭС и т.д., но теперь это всего лишь фон для фотосессий.

Терранавтика

Ештыкёль
Ештыкёль — урочище Кош-Агачского района, расположенное в горной котловине между Северо-Чуйским хребтом и рекой Чуей. На плато находятся два известных озера — Кара-Коль и Джангысколь. Чтобы увидеть плато во всей красе лучше подняться на вершину горки к западу от озера, где стоит геодезическая вышка. Отсюда хорошо различимы вершины Актуру и Куркурек и Курайский хребет, река, петляющая в западной части, мелкие озера и заросли кустарников. Здесь предусмотрена остановка для прогулок, фотосессий и ночлега.

Терранавтика

Река Чуя в Курайской степи и Северочуйский хребет
Курайская степь представляет собой дно достаточно глубокой межгорной котловины на юго-востоке Республики Алтай, в среднем течении реки Чуи, между Курайским и Северо-Чуйским хребтами. Сама степь покрыта песчаником и галькой с небольшими зелеными островками. Утром при хорошей погоде с холма, куда можно подняться пешком от лагеря, открывается отличная панорама, ведь котловина находится на высоте 1500—1600 м над уровнем моря, а степь простирается на 20 километров.

Терранавтика Терранавтика

Марсианские пейзажи
Марсианские пейзажи Чаган Узун получили свое название благодаря необычной расцветке почвы. Когда-то здесь добывали киноварь, вещество, из которого получают ртуть, именно оно окрашивает землю в разные оттенки красного — от ярко оранжевого до темно бурого. На камнях почти ничего не растет и поэтому голые, невысокие холмы и горы с расщелинами создают эффект марсианского пейзажа.

Терранавтика Терранавтика Терранавтика

Петроглифы Калбак-Таш
Археологический памятник Калбак-Таш был открыт в 1912 году на правом берегу реки Чуя, в 10 км от места ее впадения в Катунь. На плоских скалах обнаружено около 3000 изображений со времен неолита до древнетюркской эпохи. Рисунки показывают быт древних людей, отражают их мифологию и мировосприятие. Здесь изображены сцены охоты, рунические надписи, запряженные колесницы, воины, домашние животные и фантастические звери. Некоторые рисунки напоминают космические корабли, людей в скафандрах и даже пришельцев.

Терранавтика

Слияние рек Чуя и Катунь
Правый и самый крупный приток Катуни, длиной 320 км — река Чуя. Температура воды в ней колеблется от +7 до +13 °С. В Чую впадает много мелких рек и ручьев, а склоны гор по берегам состоят из темно-зеленых камней, в которых видно частички полевого шпата, кварца и слюды. Долины по течению Чуи все время меняются, это и нагорная степь, и густой лес, и глинистые горы, и заросли кедра. В нескольких километрах от села Иня можно увидеть неописуемое зрелище — слияние двух рек Чуи и Катуни. Невероятную эффектность пейзажу придает то, что русла имеют разные оттенки и какое-то время вода течет одновременно двух цветов, не смешиваясь.

Терранавтика Терранавтика Терранавтика

Чуйский тракт
Чуйский тракт — это часть современной дороги от Бийска до границы с Монголией, протяженностью около 630 км. Это одна из немногих дорог, которой посвящён отдельный музей. Тракт виляет среди рек и утёсов, то и дело демонстрирует крутые подъемы и спуски, неожиданные повороты, что для бывалого автомобилиста одновременно и удовольствие, и испытание. А природа за окном все время меняет пейзажи, то показывая густые хвойные леса, то горные склоны, то снежные вершины, то широкие степи. Недаром Чуйский тракт входит в 10-ку самых красивых дорог мира.

Терранавтика Терранавтика

Гора Сарлык
Сарлык — в переводе с местного наречия означает «дикий як». Эта гора входит в состав Семинского хребта и является его высшей точкой, которая сохраняет снег на склонах даже в середине лета. На первый взгляд, Сарлык похож на небольшую сопку.
Но чтобы убедиться в том, насколько это впечатление обманчиво, стоит подняться на его вершину. Поход не близкий, и не быстрый, но необыкновенные пейзажи превращают путь в нескончаемую фотосессию, а грандиозная панорама сверху поражает воображение. Здесь же предусмотрена остановка для отдыха и ночлега.

Терранавтика

9.08.2018

17:00 Сдача автомобилей
17:00-17:30 Check-in в отеле
19:30-22:00 Ужин
23:00-07:00 Ночь в отеле

10.08.2018

7:00-8:00 Завтрак в отеле
8:00 Check-out
8:10-8:30 Трансфер в аэропорт
9:55 Вылет из Горно-Алтайска
10:35 Прилет в Москву (DME)**

** Для вылетов в другие города, необходимо уточнять расписание.